Формирование пояснений на основе знаний
16.1. Формирование пояснений на основе знаний
На начальном этапе исследований в области экспертных систем, которые выполнялись в Станфордском университете в 60-70-х годах/поясняющая информация предоставлялась в виде трассировки процесса выполнения программы и использовалась в основном для отладки разрабатываемых систем. Этого было достаточно для разработчиков экспериментальных систем, подобных MYCIN, но не соответствовало тому уровню сервиса пользователя, который необходим для коммерческого программного продукта. Впоследствии вопросу формирования информации, которая давала бы возможность пользователю четко представить себе ход рассуждений программы, стало уделяться значительно больше внимания.
Исследователи пришли к заключению, что автоматическое формирование пояснений требует доступа к модели предметной области точно так же, как и извлечение знаний (см. об этом в главе 10). Другими словами, представление о знаниях в конкретной области необходимо для предоставления пользователю информации о поведении системы в процессе формирования результата точно так же, как и для приобретения новых знаний.
Такое знание позволит перекинуть мост между деталями реализации процесса вывода (например, в какой последовательности активизировались правила) и стратегией поведения системы (например, какие соображения побудили систему выбрать ту или иную гипотезу из множества конкурирующих).
В последние десятилетия специалисты серьезно потрудились над развитием этой идеи, и обзор некоторых из полученных результатов читатель найдет в разделе 16.2. Совершенно очевидно, что проблемы извлечения знаний и формирования пояснений тесно связаны. По сути, они представляют две стороны одной медали. Существенным толчком для совершенствования средств, используемых для предоставления пользователю пояснений, как, впрочем, и для извлечения знаний, стало развитие методов графического интерфейса в современных операционных системах, которые обеспечивают возможность вывода не только статической, но и динамической видеоинформации со звуковым сопровождением.
Содержание раздела