Введение в экспертные системы

         

Использование мультимедийного интерфейса для формирования пояснений



16.1.5. Использование мультимедийного интерфейса для формирования пояснений


Те примеры, которые мы рассматривали выше, базируются на самых непритязательных диалоговых средствах, предоставляющих пользователю информацию в текстовом виде и в таком же виде принимающих от него информацию. В этом разделе мы вкратце затронем тему использования современных средств поддержки графического интерфейса и более широко — мультимедийного интерфейса между компьютерной системой и пользователем для формирования пояснений в экспертных системах. Естественно, многие детали останутся за рамками этой книги, и тем читателям, которые хотят подробнее познакомиться с этой темой, следует обратиться к специальной литературе, перечисленной в конце главы. Основное внимание в этом разделе будет уделено рассмотрению общих проблем проектирования с использованием мультимедийных средств и координации различных видов таких средств при формировании пояснений в экспертных системах.

Один из способов дополнить и расширить возможности формирования пояснений в системах, базирующихся на представлении знаний в виде фреймов, — добавить в них возможность формирования изображений. В системе JETA [Abu-Hakima et al., 1993] привычный текстовый интерфейс, подобный тому, который использовался при формировании пояснений в системе CENTAUR, был дополнен изображениями диаграмм в виде схем и графов. В основу архитектуры системы JETA положена трехуровневая структура фреймов (рис. 16.2). Два уровня фреймов — диагностики и параметров — аналогичны фреймам системы CENTAUR. Третий уровень — уровень фреймов глоссария (glossary frames) — поддерживает функционирование двух первых и содержит маркеры гипертекста. Фреймы этой группы предназначены специально для формирования пояснений и поддержки системы оперативной справки, касающейся функционирования фреймов других уровней. Назначение экспертной системы JETA — определение причин отклонений в работе реактивных двигателей.









Содержание раздела