Введение в экспертные системы




Системы, основанные на знаниях



Системы, основанные на знаниях


  • 5.1. Канонические системы
  • 5.2. Системы порождающих правил для решения проблем
  • 5.3. Управление функционированием интерпретатора
  • Рекомендуемая литература
  • Упражнения
В области искусственного интеллекта и в современной психологии утверждение, что разумное поведение направляется правилами, превратилось уже в аксиому. Даже в "большом" мире люди склонны связывать уровень интеллектуальности со следованием правилам, и мы все чаще при объяснении разумности обращаем внимание на то, насколько при этом соблюдаются правила. Возьмем для примера манеру разговаривать на естественном языке. Мы все ведем себя так, как если бы обладали знанием всех правил того языка, на котором говорим, например английского, хотя, конечно, мы знаем далеко не все. (Любой, кто запишет эти правила, может рассчитывать на ослепительную карьеру в лингвистике.)

Суть же заключается в том, что разумное поведение, такое как правильная речь, представляется нам как некоторый процесс, регламентируемый определенными правилами, даже в том случае, если мы не можем их точно сформулировать. В искусственном интеллекте правила играют даже более явно выраженную роль в формировании того, что мы называем разумным поведением. Мы говорим, что нечто (агент) ведет себя именно таким образом, поскольку оно располагает представлением правил, уместных для формирования поведенческого акта, который в таком случае претендует на разумность.

Набор порождающих правил — это формализм, который уже использовался в теории автоматов, формальной грамматике, разработке языков программирования, прежде чем стать на службу моделированию психофизиологической деятельности [Newell and Simon, 1972] и экспертных систем [Buchanan and Feigenbaum, 1978]. В литературе по экспертным системам их иногда называют правилами "условие — действие" или "ситуация — действие". Это связано с тем, что такие правила обычно используются для представления эмпирических ассоциативных связей между данными, предъявленными системе, и действиями, которые система должна предпринять в ответ.

В экспертных системах такие правила обычно задают, что нужно сделать с символической структурой, представляющей текущее состояние проблемы, чтобы перейти к представлению, более близкому к решению.









Начало  Назад  Вперед