Основы современных компьютерных технологий


Фреймы


Метод представления знаний с помощью фреймов предложен М.Минским. Фрейм - это структура, предназначенная для представления стереотипной ситуации. Каждый фрейм описывает один концептуальный объект, а конкретные свойства этого объекта и

293

факты, относящиеся к нему, описываются в слотах - структурных элементах данного фрейма. Все фреймы взаимосвязаны и образуют единую фреймовую систему, в которой объединены и процедурные знания.

Концептуальному представлению свойственна иерархичность, целостный образ знаний строится в виде единой фреймовой системы, имеющей иерархическую структуру. В слот можно подставить разные данные: числа или математические соотношения, тексты, программы, правила вывода или ссылки на другие слоты данного или других фреймов.

Фрейм определяется как структура следующего вида:

(ИМЯ ФРЕЙМА;

ИМЯ СЛОТА1 (ЗНАЧЕНИЕ СЛОТА1)

ИМЯ СЛОТА2 (ЗНАЧЕНИЕ СЛОТА2)

.......................................................................

ИМЯ СЛОТА N (ЗНАЧЕНИЕ СЛОТА N))

Определим, например, фрейм для объекта "Служащий":

(Служащий

ФИО (Петров И.П.)

Должность (инженер)

Категория (2)

................................... ))

Если значения слотов не определены, то фрейм называют фреймом-прототипом, в противном случае - конкретным фреймом или экземпляром фрейма.

В теории фреймов ничего не говорится о методах реализации фрейма. Вслед за появлением теории фреймов появилось целое семейство систем программирования, поддерживающих концепцию фрейм-подхода: KRL, GUS, FRL, OWL и другие.

Для большинства фреймовых языков свойственно иерархическое описание объектов предметной области с использованием типовых фреймов. При этом широко используется механизм наследования свойств одного объекта (представленных в виде значений слотов связанного с ним фрейма) другими объектами. Используются такие виды наследования, как класс - подкласс, класс - экземпляр класса. Это позволяет согласовать однотипную информацию различных объектов, а также в дальнейшем обеспечить соответствующее их поведение.




Начало  Назад  Вперед